Вторник, 23.10.2018, 09:08
Приветствую Вас Гость | RSS

МБДОУ "ЦРР-детский сад №12"ГО ЗАТО город Фокино

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Апрель » 18 » РАЗВИТИЕ МИМИЧЕСКОЙ И ИНТОНАЦИОНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
09:21
РАЗВИТИЕ МИМИЧЕСКОЙ И ИНТОНАЦИОНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Консультация на тему

РАЗВИТИЕ МИМИЧЕСКОЙ И ИНТОНАЦИОНОЙ

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У

ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

 
 
Эмоции-это ворота души .Их выражение-общее для всех людей и заложено в нашей природе.
Эмоции дополняют нашу речь , раскрывая богатство нашего внутреннего мира, являются составляющей частью личности.
Все люди отличаются друг от друга в эмоциональном плане по силе эмоциональной возбудимости , длительности и устойчивости эмоциональных переживаний , преобладанию положительных или отрицательных эмоций , их глубине и содержанию.
Эмоции бывают возбуждающими , т.е. повышающими жизнедеятельность организма ( радость,гнев) , и угнетающими , т.е. подавляющими жизненые процессы(печаль и страх).
Положительные эмоции побуждают человека к деятельности , отрицательные эмоции вызывают действие , наравленное на устранение вредного влияния.
Считается , что фунаментальных эмоций всего десять :
радость,удивление , интерес-волнение , горе-страдание , гнев , отвращение , презрение , страх , стыд , вина.
 
Устная речь всегда имет большой запас средств для передачи мыслей и чувств : это и мимика , и жесты , и интонация , и т.д.Роль интонации в речи огромна.она усиливает само значение слова и выражает иногда больше , чем слова.С помощью интонации можно придать словам смысл , противоположный тому , который они выражают.В любом высказывании или его части (предложении) можно выделить следующие компоненты:
-мелодику-относительное изменение высоты основного тона голоса(понижение или повышение)
-интенсивность-ударение смысловое , словесное
-темп-протекание речи во времени (тесно свяан с ритмом)
-ритм-звуковая организация речи при помощи чередования ударных и безударных слогов
-паузу-перерыв в процессе речи
-тембр-специфическая , индивидуальная окраска голоса.
 
Все эти компоненты- звуковая оболочка речи и звучания , материальное воплощение содержания , смысла речи.Особое значение речь логопеда (педагога) приобретает в процессе обучения детей родному языку , поскольку дошкольник усваивает язык практически , по подражанию , заимствуя у окружающих и словарь , и стиль , и тон , и манеру говорить.В этом смысле речь взрослого для ребенка-образец принятого употребления языковых средств.
Педагог должен всегда заботиться о выразительной стороне своего рассказа.Когда взрослый говорит увлеченно , дети слушают сказку , затаив дыхание.Они должны видеть лицо расскажчика , его эмоции и мимику.Это помогает понять историю , составить мнение о персонажах и , может быть , в дальнейшем использовать как образец для подражания.
Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка.Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям.Ребенок , который свободно пользуется словом , получает удовлетворение от своей речи . При передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций , мимики и жестов.Нередко приходится отмечать , что эмоциональность , выразительность речи , живость эмоций очень часто проявляются у дошкольников в игре и свободном общении (радость , восторг , обида , огорчение , гнев) и угасают , теряются в вынужденной ситуации (напрмер , педагог говорит "расскажи сказку выразительно , красиво , передавая характер и настоение героев ").То же случается при составлении рассказов , связных высказываний или при построении ответов в ходе беседы со взрослым,когда ребенок замыкается,комплексует (речь его становится тихой,монотонной).Особенно это заметно у заикающихся детей.Больше возможности в этом имеют пересказы.Это связано с тем , что дети получают образец речи взрослого и поджражают его мимике , интонации.Бывает так , что проявление эмоций очень живо и выразительно дающееся младшим дошкольникам не выполняется детьми более старшего возраста.Зависит это от индивидуальных психических особенностей ребенка.Наиболе же часто так происходит с детьми , осознающими и очень болезненно переживающими свой дефект , стремящимися его скрыть , завуалировать тихой , монотонной , невыразительной речью.
Особо надо выделить театрализованные игры с сюжетным замыслом и ролевыми действиями.Одна из ведущих ролей принадлежит логопеду.Дети вначале будут только зрителями.Речь логопеда на данном этапе служит им образцом для подражания , они стараются прочувствовать интонации , особено построенные на контрастах.Постепенно творческая активность детей возрастает , у них развиваются мелодико-интонационная выразительность , плавность речи.
Кроме театрализированных игр развитию выразителности речи могут способствовать и другие их виды:подвижные , словесные , дидактические , а также игровые упражнения , которые могут использоваться как самостоятельно , так и включатся в какие - либо занятия.
Прежде чем развивать у ребенка мимическую выразительность , следует сначала научить его узнавать , а затем и воспроизводить , передавать эмоциональное состояние при помощи мимики.
Упражнение на внешнее проявление эмоций и интонирование фраз можно проводить как на занятии , так и в свободное время.Можно восхититься новым платьем Ани , огорчиться из - за отсутствия Марины ,обрадоваться появлению Иры после болезни.На прогулке расмотреть снежинку и удивиться ее необычайной форме , а потом растроиться , что она растаяла.
Словом , именно от систематичной и кропотливой работы педагога - логопеда , требующей терпения и изобретательности , зависит то , овладеют ли дети яркой , эмоциональной речью , будут ли использоваться в ней все средства выразительности.
 
Просмотров: 143 | Добавил: спасибо | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Copyright MyCorp © 2018
Сайт создан в системе uCoz