Воскресенье, 20.05.2018, 20:08
Приветствую Вас Гость | RSS

МБДОУ "ЦРР-детский сад №12"ГО ЗАТО город Фокино

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Консультации для наших родителей

1.

Кризис трех лет

Кризис трех лет (2,5 – 3,5 года). Кризис раннего детства или кризис трех лет со стороны своих симптомов или проявлений описан достаточно обстоятельно как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Его основные симптомы:

негативизм все поведение ребенка идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые, при этом ребенок не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых;

упрямство - проявляется в том, что ребенок настаивает на чем-либо не потому, что это ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал; мотивом упрямства является принятое ребенком самостоятельное решение – он так сказал, он этого хочет;

строптивость - направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против существующего образа жизни; она выражается в своеобразном детском недовольстве, противоречии просьбам и требованиям взрослых, проявляется в стремлении настоять на собственном желании;

своеволие, своенравие – заключается в тенденции ребенка к самостоятельности: ребенок все хочет делать сам; он проявляет нетерпимое отношение к опеке взрослого, отказывается от его помощи;

протест-буря – все в поведении ребенка начинает носить в ряде отдельных проявлений протестующий характер; поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто он находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними;

- обесценивание – шестой симптом кризиса; ребенок старается обесценить игрушку, другие предметы, взрослых и сверстников. В его лексиконе появляются ругательные слова;

- стремление к деспотизму - симптом двойствен - в семье с единственным ребенком взрослые должны делать то, что хочет ребенок; в семье с несколькими детьми чаще встречается симптом ревности к младшим или старшим братьям и сестрам.

К вторичным проявлениям кризиса трех лет психологи относят острую потребность ребенка в оценке взрослого, фантазирование с целью получения выгодного для себя результата; опережение реакции взрослого на свои действия в том случае, если они заслуживают порицания; демонстративное выражение чувств; избегание наказания с помощью вымысла; сопереживание настроению близких людей; острое переживание неуспеха в деятельности; зависимость от собственных фантазий; хвастовство несуществующими достижениями; хитрость и изворотливость и др.

Психологи единодушны в мнении, что кризис трех лет, при всей его типичности, наиболее остро протекает при неблагополучных условиях воспитания ребенка. Взрослые испытывают определенные трудности во взаимоотношениях с детьми этого возраста. Многие факторы протестующего поведения ребенка являются для них неожиданными и немотивированными. Дети проявляют обидчивость или острую аффективную реакцию на замечание, порицание, критику.

Причины кризиса развития в раннем детстве лежат в области отношений ребенка и взрослого. Ослабевает непосредственная слитность существования ребенка с жизнью и деятельностью взрослого, происходит его отделение от взрослого, в результате чего взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни в своей отдельности и независимости. Взрослые становятся образцом для ребенка не только объективно, но и субъективно – перед ними впервые открывается мир жизни и деятельности взрослых людей. Возникает стремление к овладению этим вновь открытым миром, тенденция к осознанному участию в жизни взрослых.

На этой ступени развития ребенок все более становится субъектом своего внутреннего мира. на переходе от раннего детства к дошкольному у ребенка впервые возникает самостоятельная внутренняя жизнь, происходит отделение побуждений к действиям от самих действий, возникают и умножаются собственные желания. опыт самостоятельности, инициативности, собственных намерений приводит к возникновению знаменитого «я сам», выступающего основой независимого поведения и самоутверждения ребенка. но одновременно пока еще отсутствует опыт соподчинения собственных желаний, выбора предмета действий, принятия обоснованного решения. несформированность волевой регуляции поведения приводит буквально к ступорозному состоянию: ребенка можно довести до истерики, когда он на предложение взрослого пойти гулять, отвечает отказом, а на следующее за этим согласие с ним, требует пойти гулять и т.д. взрослые воспринимают это как абсолютное упрямство, однако это скорее невыносимое бремя самостоятельности, разрыв между «я сам» и «мы вместе».

Центральным направлением в преодолении кризиса трех лет является осмысленное поведение взрослого, которое включает в себе такие формы поведения, как игнорирование ревности ребенка, настаивание на праве родителей принадлежать друг другу, праве иметь свою жизнь, отдельную от ребенка; запрет вмешиваться в разговор взрослых, блокирование агрессии к другому. Ограничения и запреты должны открывать ребенку объемность и сложность взрослой жизни. Культурно и социально нормированная форма обособления взрослого от ребенка – детский сад, где для ребенка имеется гораздо больше возможностей самостоятельной деятельности, а отношения ребенка со взрослыми и другими детьми строятся на других основаниях, нежели в семье. Программа обособления взрослого по своему психологическому смыслу заключается в помещении между собой и ребенком образцов, правил, норм, требований социальной жизни, образцов взрослого поведения.
 

    
 
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Copyright MyCorp © 2018
Сайт создан в системе uCoz